Главная Публикации Нет света – нет магазина!

Нет света – нет магазина!

По оценкам экспертов, емкость российского рынка ритейла в 2016 г. составит около 932 млрд. долл. США, а к 2022 г. увеличится до 1 482 млрд. долл. США. Рост рынка будет способствовать усилению конкуренции между ритейлерами за привлечение и удержание покупателей.

Одним из эффективных маркетинговых инструментов управления покупательским спросом является грамотно подобранное освещение магазина.

Роль света и световых технологий в современном розничном бизнесе возрастает, свет теперь используется не только по своему прямому назначению – для освещения, а является способом конкурентной борьбы за привлечение внимания покупателей.

Правильно подобранное освещение - один из основных факторов успешной работы магазина. В России влияние освещения на работу магазинов в розничной торговле существенно недооценивается.

Вместе с тем, ученые установили, что на привлечение внимания человека у ритейлеров есть всего 4 секунды, по прошествии которых покупатель либо остановится у витрины и зайдет в магазин, либо пройдет мимо. Витрина – своего рода «визитная» карточка магазина, именно она привлекает покупателей и побуждает их зайти в магазин и узнать больше о предлагаемых товарах. Ярко и правильно освещенная витрина – это удачный маркетинговый ход, позволяющий увеличить посещаемость магазина.

Последние исследования в области нейронаук показали, что более 80% решений о покупке в точке продажи сделаны бессознательно, в основном под влиянием эмоций.

Покупатель воспринимает товары не только визуально, но и эмоционально, реагирует на соответствующий вариант освещения. Фактически необходимое эмоциональное воздействие товара (как визуального стимула) на потенциального покупателя может возникнуть только при правильном освещении презентуемого продукта.

Результаты исследования, проведенного Департаментом архитектуры, искусства и дизайна Университетского колледжа города Хассельт (Hasselt), Бельгия, показали, что атмосфера, созданная в магазине с помощью освещения, существенно влияет на покупательское поведение и обуславливает количество покупок. Кроме того, комфортный свет позволяет покупателю находиться в магазине гораздо дольше, что также может способствовать увеличению продаж. Свет может «вести» покупателя к определенным товарам в пространстве магазина, привлекать внимание, выгодно презентовать покупателю нужный ему товар, способствовать совершению покупки.

С помощью освещения можно подчеркнуть свежесть, сочность и яркость продуктов питания на витрине, передать настоящие цвета товаров без искажений или деформаций.

Таким образом, качественное освещение в магазине позволяет взаимодействовать с покупателями на уровне эмоций и ощущений, оказывать влияние на их покупательское поведение, побуждая к совершению покупки.

Так, при использовании разных систем освещения двух идентичных бутиков, объем продаж в них может отличаться на 30-40%, а использование акцентирующего освещения товара способствует увеличению объема его продаж на 20-60%.

Пришло время начать использовать освещение в коммерческих целях, признать факт, что правильное световое решение освещения магазина является эффективным конкурентным преимуществом по привлечению покупателей и увеличению объемов продаж.

Учитывая важность правильного использования света в освещении магазина, использование светодиодного оборудования приобретает особую актуальность.

Большинство традиционных источников света имеют ограничения в определенных областях - условия монтажа, тепловыделение, цветопередача и др.

У светодиодов таких проблем нет. Светодиодные источники света можно использовать для освещения помещения снаружи (на улице) и внутри, для создания нужного уровня освещенности. Востребованным при освещении торговых объектов является динамическое освещение, которое можно создать, только используя светодиодное оборудование.

В свете проводимой государственной политики, энергосбережение и внедрение современных энергоэффективных технологий является одним из приоритетных направлений в различных отраслях экономики.

Одной из наиболее эффективных мер по энергосбережению становится модернизация существующих систем освещения за счет перехода на светодиодные светильники.

Использование светодиодных решений позволяет повысить энергоэффективность магазинов, что становится особенно актуальным в свете ежегодного роста цен на электроэнергию.

Согласно прогнозу Минэкономразвития в период 2015-2030 гг. цена на электроэнергию для всех категорий потребителей кроме населения на розничном рынке увеличится не менее, чем в 1,5 раза по отношению к 2014 году. С 2015 г. электроэнергия в постоянных ценах 2010 года будет обходиться бизнесу примерно в 10 центов за киловатт-час.

Использование энергоэффективных светодиодных решений в магазинах ритейловых и розничных сетей позволяет:

  • Снизить энергопотребление - до 10 раз.
  • Уменьшить эксплуатационные затраты на замену ламп. В большинстве магазинов нет штатных техников по замене ламп, а высокие потолки не позволяют продавцам производить замену перегоревших ламп самостоятельно. За счет продолжительного срока службы светодиодов (до 50 000 часов), необходимость в периодической замене источника света отсутствует.
  • Существенно снизить расходы на оплату электроэнергии – не менее, чем на 50%.
  • Уменьшить расходы на кондиционирование помещений – светодиодные лампы обладают низким тепловыделением и не нагреваются.
  • Экономить на затратах на утилизацию – светодиодные лампы не содержат ртуть и свинец.
  • Повысить степень освещенности - показатель использования светового потока у светодиодов - 100%, тогда как у стандартных светильников – 60-75%.
  • Улучшить качество освещения - высокую цветопередачу, отсутствие мерцания, пульсации, что способствует созданию комфортных условий освещенности как для покупателей, так и для продавцов. Кроме того, светодиоды не оказывают негативного влияния на здоровье человека из-за отсутствия инфракрасного, ультрафиолетового и теплового излучения.

При явных выгодах от использования светодиодных ламп и светильников, большинство собственников при освещении магазинов используют традиционные источники света.

Основная причина этому – ошибочное мнение, что светодиодные лампы стоят в разы дороже традиционных источников света и инвестиции в их приобретение будут долго окупаться.

В действительности данное утверждение было актуально несколько лет назад.

Светодиодные технологии не стоят на месте. В настоящее время цены на светодиодные лампы существенно снизились и даже, несмотря на их более высокую цену по сравнению с обычными лампами, инвестиции в светодиодное освещение являются эффективными.

Как правило, в магазинах розничных сетей окупаемость проектов по замене традиционных источников света на светодиодные может составлять от 6 месяцев до 3-х лет. При этом в магазине в разы увеличивается уровень освещенности, улучшается качество света, зрительный комфорт и восприятие товаров, что способствует привлечению покупателей и увеличению объемов продаж (хотя данный фактор при расчете окупаемости проекта не учитывается).

Таким образом, использование светодиодного освещения в торговых залах магазинов способствует его успешной работе и повышению его энергоэффективности.